Система кондиционирования воздуха – одна из важнейших составляющих эксплуатации судна вне зависимости от его линейных размеров и назначения. Она создает оптимальный микроклимат во всех помещениях плавучего средства, обеспечивая тем самым комфортное пребывание экипажа и пассажиров, сохранность груза, нормальное функционирование приборов и оборудования.
Кондиционирование на судах: понятие, описание, назначение
Термин кондиционирование означает ни что иное, как приведение чего-либо в соответствие с определенными требованиями и нормами. Когда речь идет о воздушных массах в закрытых пространствах на маломерных или крупных судах, следует понимать, что их параметры требуют неустанной корректировки извне. В противном случае пыль, влага, отсутствие достаточного количества кислорода и другие негативные факторы приведут к плохому самочувствию пребывающих на борту людей, порче транспортируемой продукции, выходу из строя устройств управления и элементов корпуса.
Чтобы избежать экстренных ситуаций, возникновение которых влечет неизбежную приостановку эксплуатации, катера, яхты, морские платформы и другие плавсредства оснащают системой кондиционирования. В отличие от обычной вентиляции она не только фильтрует воздух от загрязнений, но и поддерживает благоприятную температуру, влажность и циркуляцию в жилых, грузовых и технических помещениях. Благодаря ей не скапливается конденсат, обеспечивается тепло в зимний период и прохлада – в летний, что позволяет полностью отказаться от использования стандартного оборудования для проветривания.
Классификация судовых СКВ
Существует 2 способа вентиляции, которые отличаются друг от друга по принципу действия:
- естественная. Потоки свежего воздуха проникают через открытые двери, иллюминаторы, люки и другие технологические проемы, заполняют пространство и вытесняют из него твердые и жидкие взвешенные частицы;
- искусственная. Воздушные массы нагнетаются и выводятся вентиляторами, проходят очистку, тепло-влажностную обработку, ионизацию.
Именно для принудительного проветривания и создания благоприятных условий применяют судовые системы кондиционирования воздуха. В зависимости от эксплуатационных характеристик, назначения и иных параметров их подразделяют:
По назначению:
- комфортные. Устанавливают для поддержания оптимальных свойств воздуха в каютах, кубриках, пищеблоках и других комнатах, в которых размещается экипаж, пассажиры и обслуживающий персонал;
- технические. Используют при организации микроклимата, способствующего нормальному функционированию электронных приборов, оборудования, установок и сохранности транспортируемых грузов, элементов корпуса корабля.
Относительно количества регулируемых параметров:
- полное кондиционирование. Позволяют оптимизировать все параметры: влажность, температуру, чистоту, насыщение аэроионами;
- с ограниченным функционалом. Выполняют только одну или несколько основных функций.
По времени эксплуатации:
- сезонные. Обогревают или охлаждают закрытое помещение в определенное время года;
- непрерывные. Обеспечивают бесперебойную эксплуатацию вне зависимости от сезона и погодных условий.
По принципу забора и подачи:
- прямоточные. Забирают воздух за пределами корабля, оптимизируют его свойства и направляют внутрь;
- замкнутые. Представляют собой установки, которые втягивают воздушные массы из каюты судна в систему, приводят их в соответствие с выставленными регулировками и возвращают обратно;
- прямоточные с рециркуляцией. Комбинированная сплит-система, позволяющая использовать любой из вышеперечисленных способов по отдельности или включать их одновременно.
Касательно места обработки воздушных потоков:
- автономные системы кондиционирования. Источником подачи обработанного воздуха в одну или несколько комнат судна служит собственный моноблок, оснащенный агрегатом нагрева и охлаждения;
- центральные. Единая централизованная система кондиционирования, которая распределяет воздушные массы по всем помещениям плавсредства;
- местные. Насыщают влажностью и очищают от загрязнений конкретную комнату. Забор холода и тепла, при этом, осуществляется из общего кондиционера.
По схеме подачи:
- одноканальные. Обработка воздуха происходит в блоке центрального аппарата, после чего он напрямую поступает в каюты в определенном количестве;
- 2 и 3 канальные. Воздушные потоки с различными показателями подаются в смесительный распределитель, который расположен непосредственно в кондиционируемом помещении, смешиваются и поступают внутрь.
Помимо перечисленных характеристик СКВ различают по скорости потока и давлению, возникающему в воздуховодных каналах.
Особенности конструкции судовых систем кондиционирования
Судовой кондиционер или чиллер, представляет собой совокупность конструктивных элементов, благодаря взаимодействию которых воздух приобретает оптимальные свойства и равномерно распределяется по жилым и техническим помещениям судна. Основными из них являются:
- воздухонагреватели (паровые, водяные, электрические). Прогревают воздушные массы до выставленной температуры;
- воздухоохладители (непосредственного испарения, водяные). Понижают температуру посредством находящегося в системе жидкого или газообразного хладагента;
- фильтры (масляные, сухие, электростатические, механические). Устраняют взвешенные твердые и жидкие частицы, газы и другие вредные примеси;
- регенеративные теплообменники. Аккумулируют холод или тепло от проходящих сквозь них воздушных потоков и отдают их по мере необходимости. В результате снижается потребление электроэнергии на работу охладителей и нагревателей, продляется срок службы системы кондиционирования;
- увлажнители (водяные, парового повышенного или атмосферного давления). Поддерживают коэффициент влажности на заданном уровне;
- воздухораспределители. Обеспечивают одинаковые параметры на всей площади;
- шумоглушители. Препятствуют распространению аэродинамического шума от вентиляторов и других элементов по воздуховодам.
Настройка СКВ осуществляется при помощи автоматического или дистанционного блока управления.
Принцип действия и критерии выбора корабельной сплит-системы
Вне зависимости от конфигурации принцип работы системы кондиционирования примерно одинаков. Оператор или автоматические датчики оценивают состояние воздуха и задают программу. Вентиляторы втягивают воздушные массы из атмосферы или каюты, пропускают их через устройства очистки, изменения температуры, осушения или насыщения влагой и равномерно выталкивают внутрь каюты.
При выборе комплектации следует учитывать площадь, количество помещений, технические характеристики, назначение и условия эксплуатации судна. К примеру:
- Для катеров, яхт и других частных плавучих средств подойдет СКВ с конденсатором морской воды. Одной из таких установок является моноблочный кондиционер Vitrifrigo WMC007C001, модельный ряд которого представлен 6 разновидностями мощностью от 5000 БТЕ/ч до 24000 БТЕ/ч. Он оснащен компрессорным охлаждением и усиленным вентилятором, обеспечивающим поступление потока в одну или несколько кают через отдельный канал и вентиляционную решетку.
- На газодобывающие платформы, плавучие буровые установки, иные разновидности судов, к оборудованию которых предъявляют особые требования, устанавливают взрывобезопасные компрессорно-конденсаторные системы. Должны обладать повышенной устойчивостью к влиянию сейсмических волн и вибраций, крену, дифференту, перепадам температур, агрессивным факторам окружающей среды и химическим реагентам.
- Если необходимо оборудовать пассажирское судно с небольшими каютами, эксплуатация которого предполагает постоянное присутствие запахов пищи, дыма и иных загрязнителей, лучше выбрать вентиляцию вытяжного типа.
- В помещениях, предназначенных для проживания экипажа и управления кораблем, обычно используют приточные СКВ;
- Большие каюты и технические комнаты требуют не только очистки уже имеющегося воздуха, но и его притока, поэтому их кондиционирование доверяют комбинированным системам.
Чтобы судовая сплит-система справлялась с поставленными задачами и стабильно функционировала на протяжении долгих лет, подбор характеристик и выполнение монтажа следует поручить квалифицированным специалистам.
Промышленное, строительное, навесное оборудование. Запчасти для спецтехники в Чите.